- Стандартная версия сайта
- Версия сайта для слабовидящих
Инклюзивное образование в ДОУ
Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Организация инклюзивного образования в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
Традиционно выделяется 7 принципов работы:
1. Обеспечить индивидуальность подхода;
2. Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;
3. Включать в процесс всех участников;
4. Использовать междисциплинарность в образовании;
5. Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;
6. Взаимодействовать с семьёй;
7. Развивать образовательную модель детского сада.
Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям. Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей.
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
В 2021-2022 учебном году в ДОУ: 1. С нарушениями зрения (нет) 2. С нарушениями слуха (нет) 3. С нарушениями опорно-двигательного аппарата (нет) 4. С интеллектуальными нарушениями – 5 5. С задержкой психического развития – 38 6. С тяжелым нарушениям речи -26 |
Обеспечение доступа в здания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Предоставлены услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. Организовано обеспечение доступа в здания учреждения (расширенных дверных проемов). Территория ДОУ асфальтирована, имеет твердое покрытие. Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов, 2 этаж доступен с помощью сопровождающего из числа сотрудников: – ширина в коридорах на разных участках составляет 1,5-2,0м.; – ширина входных проемов для посетителей составляет не менее 1,5 м.; – все помещения в местах входов и в коридорах хорошо освещены; Установлены тревожная кнопка для экстренных вызовов, система видеонаблюдения; автоматическая пожарная сигнализация оборудована звуковой сигнализацией. |
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов |
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью организовано в группах компенсирующей и комбинированной направленности. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе с применением специальных методов обучения и воспитания. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: 2 учителя – логопеда, воспитатели, имеющие первую и высшие квалификационные категории, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинский работник. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения по организационным вопросам; работа с семьей; методическая работа с педагогами; организация внеучебной (воспитательной) работы; оказание содействия детям с ОВЗ в организации отдыха и т.д. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду организуют педагог-психолог и воспитатель. |
Расписание консультаций специалистов МБДОУ «ДС №88
Педагог – психолог Умеренко Александра Олеговна |
Понедельник 8.00 – 12.00 час Вторник 8.00 – 12.00 час Четверг 8.00 – 12.00 час Пятница 15.00 – 18.00 час. |
Учитель – логопед, дефектолог высшей квалификационной категории Пирогова Елена Евгеньевна |
Понедельник 8.00-12.00 час Вторник 8.00 – 12.00 час Четверг 16.00 – 18.00 час Пятница 15.00- 19.00 час. |
Учитель –логопед Сечина Мария Владимировна |
Понедельник 8.00 – 12.00 час Вторник 8.00 – 12.00 час Четверг 15.00-17.00 час Пятница 8.00 – 12.00 час. |
САЙТ для родителей особых детей
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено, так как в детском саду отсутствуют дети-инвалиды которым требуются специальные технические средства обучения.
Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.