Инклюзивное образование в ДОУ

Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

 

Организация инклюзивного образования в ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Традиционно выделяется 7 принципов работы:

1. Обеспечить индивидуальность подхода;

2. Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;

3. Включать в процесс всех участников;

4. Использовать междисциплинарность в образовании;

5. Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;

 6. Взаимодействовать с семьёй;

7. Развивать образовательную модель детского сада.

 

Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям. Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей.

Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В 2021-2022 учебном году в ДОУ:

1. С нарушениями зрения (нет)

2. С нарушениями слуха (нет)

3. С нарушениями опорно-двигательного аппарата (нет)

4. С интеллектуальными нарушениями – 5

5. С задержкой психического развития – 38

6. С тяжелым нарушениям речи -26

Обеспечение доступа в здания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Предоставлены услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Организовано обеспечение доступа в здания учреждения (расширенных дверных проемов).

Территория ДОУ асфальтирована, имеет твердое покрытие.

Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов, 2 этаж доступен с помощью сопровождающего из числа сотрудников:

– ширина в коридорах на разных участках составляет 1,5-2,0м.;

– ширина входных проемов для посетителей составляет не менее 1,5 м.;

– все помещения в местах входов и в коридорах хорошо освещены;

Установлены тревожная кнопка для экстренных вызовов, система видеонаблюдения; автоматическая пожарная сигнализация оборудована звуковой сигнализацией.

Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов

 Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью организовано в группах компенсирующей и комбинированной  направленности. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе с применением специальных методов обучения и воспитания.

Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

 Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов педагогами дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: 2 учителя – логопеда, воспитатели, имеющие первую и высшие квалификационные категории, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинский работник. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование.

Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения по организационным вопросам; работа с семьей; методическая работа с педагогами; организация внеучебной (воспитательной) работы; оказание содействия детям с ОВЗ в организации отдыха и т.д.        

Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду организуют педагог-психолог и воспитатель.

 

Расписание консультаций специалистов МБДОУ «ДС №88

Педагог – психолог Умеренко Александра Олеговна

Понедельник  8.00 – 12.00 час

Вторник  8.00 – 12.00 час

Четверг 8.00 – 12.00 час

Пятница 15.00 – 18.00 час.

Учитель – логопед, дефектолог высшей квалификационной категории Пирогова Елена Евгеньевна

Понедельник 8.00-12.00 час

Вторник 8.00 – 12.00 час

Четверг 16.00 – 18.00 час

Пятница 15.00- 19.00 час.

Учитель –логопед Сечина Мария Владимировна

Понедельник  8.00 – 12.00 час

Вторник  8.00 – 12.00 час

Четверг 15.00-17.00 час

Пятница 8.00 – 12.00 час.

 

 САЙТ для родителей  особых детей

 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  не предусмотрено, так как в детском саду отсутствуют дети-инвалиды  которым требуются специальные технические средства обучения.

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

 

 - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014)

 - Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями)

Сетевое взаимодействие

#наставникцентр

Блог учителя-логопеда Дубровской Надежды Михайловны

Дистанционное образование

Как нас найти?

Адрес основного здания:

454006, г. Челябинск

ул. Российская, 12а

Телефон:

+7 (351) 264-42-67

E-mail:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Адрес структурного подразделения:

454006, г. Челябинск

ул. Шенкурская, 3а

Телефон:

+7 (351) 791-73-24

E-mail:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Консультационный центр